• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Св. (список заголовков)
00:28 

Warehouse 13 (сериал)

Св.
пренебречь, вальсируем

Клаудия, Хелена, Майка, Лина


Фантастический сериал телеканала SyFy, действие происходит в рамках той же реальности, что Eureka и Alphas, в сериалах случаются кроссоверы, хотя по тону и акцентам они сильно различаются.
Хранилище 13 - тайная правительственная организация, которая занимается тем, что собирает разбросанные по миру сверхъестественные артефакты (в сериале дается псевдонаучное обоснование их существованию), обезвреживает их, хранит и изучает. Артефакты чаще всего являются предметами, связанными с известными людьми или событиями, и соответствующая энергия определяет их действие. Например: зеркало Льюиса Кэрролла, кисть Уолта Диснея, расческа Мэрилин Монро, перо и дневник Эдгара По, и так далее. читать дальше

@темы: рекомендации, сериалы

03:20 

Eureka (сериал)

Св.
пренебречь, вальсируем

Фантастический сериал, 5 сезонов, закончен. Лучшие умы США собраны в маленьком засекреченном городке Эврика, где они могут заниматься исследованиями, изобретениями и открытиями в идеальных условиях. Правда, результаты их деятельности время от времени выходят из-под контроля. Приехавший в городок шериф пытается по мере сил с этим справляться. У сериала увлекательно выстроенный замысловатый сквозной сюжет, полный происшествий с альтернативными вселенными и таймлайнами, при этом сценаристы уделяют много внимания последовательности и развитию характеров.
Надо сказать, что в рамках мира сериала как будто не существует проблем гендера, расы и т.д., он пытается демонстрировать полностью эгалитарное общество, довольно успешно, и это сказывается на распределении ролей и построении сюжетных линий. В сериале много ярких, сильных и объемных женских персонажей, и хотя поначалу он чересчур сосредоточен на шерифе Картере и его истории, но затем баланс сюжета выравнивается в пользу других персонажей, и в первую очередь женщин. Большинство из них - ученые, признанные гении своего дела. Дальше...

@темы: сериалы, рекомендации

13:31 

Образ сильной женщины в произведениях японской массовой визуальной культуры

Св.
пренебречь, вальсируем
13:26 

У капитана два брата, но капитан им не брат

Св.
пренебречь, вальсируем
В дни ханжеского пуританства женщины ходили в парандже, наряжались мужчинами и только так вступали в жизнь, для них закрытую... но он никогда не слышал о женщине в космическом флоте, женщине-капитане...
Альфред Бестер "Тигр! Тигр!" 1956 год


Цикл постов о женщинах в жанре Sci-Fi, в частности о женщинах-капитанах космических кораблей:
femi-fan.livejournal.com/49822.html
femi-fan.livejournal.com/50107.html
femi-fan.livejournal.com/50210.html
femi-fan.livejournal.com/50894.html
femi-fan.livejournal.com/50953.html
femi-fan.livejournal.com/51419.html
femi-fan.livejournal.com/51686.html
femi-fan.livejournal.com/51782.html
femi-fan.livejournal.com/52020.html

И заодно, кстати, само сообщество на ЖЖ - идеологически нам родственное:
femi_fan - фантастика, написанная женщинами, фантастика о женщинах, фантастика, написанная для женщин.

@темы: аналитика, ссылки, фантастика

13:03 

Drop Dead Diva (TV Series)

Св.
пренебречь, вальсируем
Замысел этого сериала складывается из двух частей: адвокатского сериала и полумистической мелодрамы, с балансом драмы и комедии чуть-чуть в сторону комедии. Адвокатская линия заключается в деятельности юридической фирмы, в которой работает главная героиня, Джейн. Мелодраматическая - в сложной личной жизни работников фирмы и друзей/родственников героини. Мистический элемент вносит то, что Джейн на самом деле не Джейн, а Деб, начинающая модель, которая погибла в автокатастрофе, в чистилище проявила характер и вернулась на Землю - в тело погибшей тогда же блестящей юристки Джейн, от которой ей досталось в наследство знание кодекса и процедуры. Теперь Джейн/Деб использует сумму своих талантов для того, чтобы добиваться успеха в суде, и в то же время осваивается в совершенно новой жизни.
В описаниях сериала обычно подчеркивается то, что Джейн толстая, и поэтому Деб должна "познать, что такое внутренняя красота". Хотя этому и уделяется внимание, но я не могу сказать, что тема полноты героини освещается как-то чрезмерно. По моим ощущениям, в этом вопросе удалось выдержать баланс: с одной стороны, Джейн толстая, и поэтому время от времени сталкивается с проблемами и вопросами, знакомыми толстым женщинам в окружении современных стереотипов, а иногда ей к тому же достаются дела, связанные с вопросами веса - уволенная располневшая официантка, девочка, досидевшая на диете до серьезной болезни. С другой стороны, ее вес - это не ее личность, и она ведет богатую и полную жизнь. В том числе и личную. При этом Деб не стремится менять свое тело, делать его таким же, какое у нее было прежде; единственное, что она делает - подбирает стиль, который больше подчеркивает ее новую красоту. А в эпизодах, посвященных теме веса и внешности, раз за разом подчеркивается условность, искуственность и узость современного канона красоты. Сериал даже проходит "толстый Бехдель" - в нем есть две постоянные толстые героини, которые регулярно разговаривают друг с другом, и совершенно не о весе и внешности (это не считая эпизодических персонажей).
читать дальше

@темы: сериалы, рекомендации

13:02 

Wicked (мюзикл)

Св.
пренебречь, вальсируем
Wicked (Злая) - это вольная переработка романа Грегори Магвайра Wicked: The Life and Times of the Wicked Witch of the West, в котором рассказывается история Злой Ведьмы Запада из сказок о волшебной стране Оз с точки зрения самой Злой Ведьмы (которая на самом деле вовсе не злая, у нее просто плохой пиар). Пересказ сюжета мюзикла по-русски можно посмотреть на Википедии. А я дальше под катом расскажу, чем он ценен с социальной точки зрения.

Во-первых, общая тема мюзикла - ксенофобия. Главная героиня, Эльфаба, страдает, потому что отличается от остальных людей цветом кожи - она зеленая. Значительная часть сюжета строится вокруг того, что люди Оз притесняют говорящих животных, причем аналогии вполне очевидны, вплоть до фразы, с которой начинается разговор о притеснении: кто-то пишет на доске в классе учителя-козла лозунг "Животные должны быть видны, но не слышны". Неудивительно, что самая известная партия мюзикла, Defying Gravity, вошла в число гимнов ЛГБТ и была выбрана песней одного из гей-прайдов в 2007 г. Да и то, что по сюжету правящие/привилегированные фигуры приписывают нежелательным людям и группам негативные черты, демонизируют их - вполне узнаваемый меньшинствами ход. В числе других поднятых тем - роль внешности в восприятии личности, роль и конструирование общественного мнения, выбор собственного пути в жизни вопреки давлению социума и т.д.
Во-вторых, этот мюзикл ударно проходит тест Бехдель. В основном касте четверо женщин и четверо мужчин, причем у женщин намного больше партий и действий в сюжете. В центре внимания - дружба между волшебницами Эльфабой и Г(а)линдой, а важные сюжетные ходы построены на отношениях между Эльфабой и ее сестрой Нессарозой и на замыслах мадам Моррибль. Мужчины оказываются на вторых ролях любовных интересов, помощников, подзащитных. Даже злодею для осуществления собственных планов нужны героини-женщины. Фактически раскладка активности и самостоятельности персонажей строго противоположная по отношению к традиционной. читать дальше

@темы: театр, рекомендации

13:00 

The Good Wife (TV series)

Св.
пренебречь, вальсируем
Пожалуй, я начну с того, что в этом сериале на военном трибунале судья, адвокат и прокурор все трое - женщины, и это совершенно нормально.

The Good Wife не требует применения теста Бехдель, потому что все условия теста в нем соблюдены с лихвой, и у меня не получилось найти хотя бы один эпизод, в котором они не срабатывают. В этом сериале такие стандартные ходы адвокатских сериалов, как "начальник юридической фирмы наставляет нового адвоката", "частный следователь той же фирмы ведет того же адвоката в бар после выигранного дела и дает советы", "адвокат со следователем проводят расследование дела, обгоняя детектива от полиции", и тому подобное - ходы, обычно оставляемые мужчинам - спокойно отдаются женским персонажам. У женщин есть профессиональные отношения, дружеские отношения, семейные отношения - все как в жизни.
Более того, The Good Wife - сериал в первую очередь про женщину и женщин. Главная героиня, Алисия Флорак, мать двоих детей-подростков и жена бывшего прокурора штата, который загремел в тюрьму в результате сексуально-коррупционного скандала, вернулась к оставленной в свое время ради семьи адвокатской карьере - и блистает в ней. Эту концепцию легко можно было бы сделать провальной: окружить героиню исключительно мужчинами, подробно расписывать конфликты между карьерой и семьей, уделять слишком много времени персонажам-мужчинам и их проблемам, и т.д. Но продюсеры и сценаристы раз за разом оказываются на высоте.
Помимо Алисии, в сериале полно других женских персонажей: ее начальница, Дайана Локхарт, которая придерживается либеральных взглядов и поддерживает других женщин-юристов; частная следовательница при фирме, Калинда Шарма, циничная и энергичная (к тому же бисексуальная); теща Алисии, Джеки, которая помогает ей с детьми, а ее мужу - с карьерой; и много, много других, постоянных, регулярных и эпизодических, которые взаимодействуют не только с Алисией, но и друг с другом. Персонажей-мужчин тоже хватает, но интересно, что в этом сериале, несмотря на название, выворачивается обычное построение "женские персонажи отстраиваются относительно мужских" (герой и его жена/мать/дочь/сестра/коллега): здесь основные мужские персонажи гораздо чаще отстраиваются относительно женских - муж героини, начальник героини, друг героини, и т.д. Что логично, учитывая, что у сериала одна главная героиня, но почему-то в очень многих произведениях главная - героиня, но отношения отстраиваются относительно мужчин.
читать дальше

@темы: сериалы, рекомендации

12:58 

Lost Girl (TV Series)

Св.
пренебречь, вальсируем
58.17 КБ Lost Girl - канадский телесериал в жанре городской фэнтези, в первом сезоне 13 серий, ожидается второй.
Бо - суккуб, которая выросла в семье людей и до недавнего времени не знала, что есть другие фэйри. Узнав об их существовании, она отказывается выбирать между Темными и Светлыми фэйри и остается нейтральной и самостоятельной. Вместе со своей подругой, человеческой девушкой Кензи, она работает частным детективом, занимающимся "необычными" делами, и параллельно пытается разобраться в тайнах своего рождения и найти своих родителей-фэйри.
Хотя с точки зрения сериалов про городских фэйри Lost Girl ничего особенного собой не представляет - вполне ровный, местами банальный, местами остроумный сериал из того же ряда, что, например, Dresden's Files - но он интересен с точки зрения гендера и квир-тематики. Начнем с того, что он из серии в серию проходит тест Бехдель на ура. Женщин в сериале много, и все они являются самостоятельными, сильными и яркими персонажами, которые существуют в сюжете сами по себе, а не в связи со своими отношениями с персонажами-мужчинами. Помимо главной героини, Бо, основная тема которой, звучащая в опенинге сериала - "Я буду жить так, как сама решила", постоянно реализуется в ее поступках и решениях в сюжете, есть цветник других героинь: ее спутница и помощница Кензи, которую Бо в первом эпизоде спасла от изнасилования под действием наркотика, и которая с тех пор не раз выручала саму Бо, хотя не обладает никакими особенными способностями; доктор Лорен, еще одна помощница и один из двух любовных интересов Бо; Морриган, глава Темных фэйри; и мать Бо, довольно любопытный персонаж - про нее я не буду писать подробно, чтобы не спойлерить, но скажу, что в их с Бо отношения авторы перенесли очень известный и популярный ход, который традиционно исполнялся отцом и сыном. Это только постоянный каст, а есть еще множество ярких, интересных и объемных эпизодических персонажей-женщин, положительных и отрицательных.
читать дальше

Посты, которые меня навели на это шоу:
На русском
На английском с кучей капсов

@темы: сериал, Квир-Бехдель

12:57 

Woman's Work

Св.
пренебречь, вальсируем

Текст песни

Woman's Work - ставшее легендарным в англоязычном фандоме фанвидео, которое служит мета-комментарием к функции женщины в сюжете произведений жанра хоррор (и в других, родственных жанрах, таких, как триллер, детектив и т.п.), к детализированному показу насилия над женщиной, эротизации насилия и сексуальной объектификации. Я рекомендую сначала смотреть ролик, а потом читать текст. (Причем лучше скачать его, чтобы избежать проскоков картинки при просмотре из сети.) читать дальше

@темы: видео, аналитика

12:55 

Мизогиния в фандоме

Св.
пренебречь, вальсируем
За свою жизнь в фандоме - нескольких фандомах - я много раз видела, как при обсуждении произведений на героинь обрушиваются потоки критики; как одни люди доказывают другим с пеной у рта, что этого персонажа (чаще всего именно женщину) нельзя любить; как в фанфиках женских персонажей выставляют дурами, стервами, злодейками и т.п.; как обливают грязью играющих их актрис, а также жен и девушек актеров-мужчин; как в рпс-фандомах, стоит только на фотографии рядом с объектом обожания оказаться женщине, начинаются крики о том, что она "испортила фотографию" самим фактом своего существования на ней, хотя это вполне может быть сестра/подруга/коллега. Я могла бы потыкать пальцем в примеры всего вышеперечисленного в каррент-фандоме, но не стану.

Откуда такая нелюбовь к женщинам? Да, можно долго говорить о том, что женские персонажи слабее, что они нереалистичны, что они существуют только для обеспечения любовной жизни главному герою. Но неужели не находится ни одного женского персонажа, который вызывает симпатию? В моем каррент-фандоме: Гвен, Тош, Марта, Диана; Роза, Марта, Донна, Сара Джейн, Джеки Тайлер, Гарриэт Джонс, Ивонн Хартманн, Салли Спэрроу, Астрид, Элис, Джонсон, Лоис. Ни одной? И неужели те персонажи, которые ее не вызывают, заслужили ту ненависть и те оскорбления, которые на них обрушивают? И неужели их заслуживают актрисы, которые их играют?

И оцениваете ли вы мужчин - персонажей и актеров - по тем же критериям?

Это ключевой вопрос.

@темы: теория

12:49 

Истории - это жизнь

Св.
пренебречь, вальсируем
Автор: yuki_onna
Оригинал: Let Me Tell You a Story
Перевод: Св.
Выделение курсивом авторское. Выделение полужирным мое.
Первые два абзаца оригинального поста опущены, потому что в них была конкретика, обрамляющая пост, но не имеющая принципиального отношения к его сути.


Знаете, почему мы так расстраиваемся, когда не видим женщин, цветных, геев, лесбиянок, трансгендеров и людей всех размеров и видов в научной фантастике и фэнтези? Да, это такая мелочь - о чем выбирают писать авторы фэнтези; не сравнить с равной оплатой труда, равными правами и защитой от насилия, правда? Но мы каждый раз так расстраиваемся, когда поднимается эта тема - когда в Dollhouse изнасилование выглядит милым и приятным, когда CSI каждую неделю наказывает женщин за то, что они живут, когда в космической опере есть люди синие и зеленые, но нет черных. Гетеросексуальные белые мужчины в Интернете ощетиниваются, потому что для них это ерунда, и они не понимают, почему мы поднимаем такой шум. Ну да, обидно, но откуда ярость? Почему это нас так задевает? Почему мы критикуем то, во что они вложили душу - работу всей их жизни?
У меня есть теория. Причина неочевидная, и обычно о ней не говорят.

Для чего нужны истории?

@темы: теория

12:46 

Гендерное равенство в художественных произведениях

Св.
пренебречь, вальсируем
Мне попалась интересная схема оценки гендерного равенства в художественных произведениях, которая развивает тему теста Бехдель: Standards for gender equity in TV shows. Я перевела-пересказала ее вкратце, по ссылке подробнее, а в комментариях масса примеров.

Уровень 1. Женщин-протагонистов нет. (Второстепенные персонажи не считаются, за исключением шоу, в котором только один протагонист - и то со скрипом.)
Уровень 2. Только один женский персонаж.
Уровень 3. Много женских персонажей, главных и второстепенных, но мало что рассказывается с их точки зрения. Недостаточно просто показывать женщин, нужно признавать, что они (их точка зрения, их история) так же интересны, как мужчины.
Уровень 4. Много женских персонажей, истории рассказываются с их точки зрения, но и персонажи, и истории набиты стереотипами.
Уровень 5. Много женских персонажей, история с их точки зрения и не стереотипные, но у них нет самостоятельной и активной роли и цели в сюжете. Часто женщины в сюжете только реагируют, выполняют приказы, следуют за мужчинам, делают второй ход.
Уровень 6. Много женских персонажей, истории с их точки зрения и не стереотипные, у них есть собственная роль и цель и сила в сюжете, но они лишаются их из-за виктимизации и/или смерти. Их берут в плен, обманывают, лишают способностей, убивают, и они не могут выполнить свои планы, или эти планы выполняют за них мужчины.
Уровень 7. Много женских персонажей, истории с их точки зрения и не стереотипные, у них есть собственная роль и цель и сила в сюжете, которые у них не отбирают, но у них нет отношений с другими женщинами.

Дополнительно комментарий к пункту 6.

@темы: теория

12:43 

Квир-Бехдель

Св.
пренебречь, вальсируем
Квир-вариант теста Бехдель (отсюда), для произведений, не созданных и не предназначенных в первую очередь для квир-аудитории (т.е., Queer as Folk и L-Word - не сюда, Will&Grace - сюда):
- Существование. Квир-персонажи существуют во вселенной, выстроенной внутри произведения (за существование принимается наличие минимальной роли со словами).
- Участие в сюжете. Квир-персонаж используется не только как элемент сюжета (жертва, преступник и т.п.).
- Регулярное появление. Квир-персонаж, появившийся в одном эпизоде, представляется как "чужой".
- Богатая жизнь. Положительные эмоциональные и сюжетные связи с другими персонажами, предпочительно с протагонистами.
- Сексуальность. Наличие романтической и/или сексуальной жизни в кадре (не обязательно в виде сцен секса и поцелуев, но как минимум в виде отчетливых упоминаний).

@темы: теория

The Bechdel Project

главная