00:15 

Голодные игры (книги, фильм)

Melis Ash
I'm moving towards something.(c)
Не уверена, что имеет смысл писать в этом сообществе о сильно модных/популярных книгах и фильмах, Америку никому не открою, но рискну. Все-таки тест Бехдель и книги, и фильм без проблем проходят, и как на мой взгляд, се хороший пример популярного в народе произведения, в котором нет сексизма (по крайней мере, мне кажется, что нет, но может другие читатели сообщества отыщут).

imagebam.com imagebam.com imagebam.com imagebam.com


Аннотация с Кинопоиска: Будущее. Деспотичное государство ежегодно устраивает показательные игры на выживание, за которыми в прямом эфире следит весь мир. Жребий участвовать в Играх выпадает юной Китнисс и тайно влюбленному в нее Питу. Они знакомы с детства, но теперь должны стать врагами. Ведь по нерушимому закону Голодных игр победить может только один из 24 участников. Судьям не важно кто выиграет, главное — зрелище. И на этот раз зрелище будет незабываемым.
отсюда
:facepalm3::facepalm3::facepalm3:
Не нравится мне эта аннотация. Могли бы хоть приличия ради помянуть, что героиня вызвалась на Игры вместо младшей сестры, которой выпал жребий. Таки важный факт для дальнейшего развития сюжета. Но ладно, я понимаю желание рекламщиков свести все к очередной любовной истории.

«Голодные игры» часто сравнивают с «Королевской битвой», но, на мой взгляд, это сравнение не совсем точное и верное. Первая часть – да, сравнение напрашивается, дальше сюжет становится шире. Если не вдаваться в подробности и упростить до предела, можно сказать, что основной сюжет трилогии – революция в тоталитарном обществе далекого будущего. Все события в трех книгах показаны глазами девушки из низов, Катнисс Эвердин, в силу стечения обстоятельств ставшей символом революции и вынужденно втянутой в политические игры. В книгах много говорится о пиар-технологиях (как автор их понимает), о том, как правильно созданный образ/история может влиять на людей и мотивировать их к действиям. Собственно, именно таким «образом» и становится Катнисс – «лицо» революции почти в том смысле, в каком современные звезды являются «лицами» модных брендов. Впрочем, становится она им не благодаря смазливой мордашке, а благодаря своим поступкам, которые вдохновляют людей бороться с системой. Если искать параллели, то мне на ум упорно приходит, что Катнисс – это Жанна Д`Арк постапокалиптического будущего.
Много и часто говорилось, что все в этой истории вертится вокруг любовного треугольника, но это искажение сути истории. Любовная линия есть, и она важна для основного сюжета, но не в том смысле, в каком важна любовная линия в мелодраме. Выдуманная любовная история, плавно переросшая в настоящую, становится частью той легенды, которая окружает Катнисс в глазах других людей. Зачем Сьюзан Коллинз понадобился в книгах любовный треугольник, я не совсем поняла. Может се расхожий рецепт young adult, нужный, чтобы добавить остроты любовной линии. В одном из интервью, Коллинз упоминала, что изначально любовной линии в книгах было меньше, но редактор настояла, чтобы этот аспект истории лучше раскрыли. Сама же Коллинз планировала написать книгу в первую очередь о войне.
Один из слоев книг, о котором редко говорят – развитие героини. Изначально Катнисс в силу своего происхождения и жизненных обстоятельств имеет довольно узкий кругозор и круг проблем, о которых задумывается. Девочке, с одиннадцати лет занятой тем, чтобы кормить семью, не до развития себя как личности и самообразования. По мере развития сюжета она все больше узнает об окружающем мире, учится думать о том, о чем раньше не думала, что-то переосмысляет. Правда, лично меня совершенно не удовлетворило то, к чему в итоге Коллинз героиню привела. Или может, просто то, где и как поставила точку. Я понимаю причины, но хотелось бы как-нибудь по другому все это, даже не знаю, как сказать, не на спойлерив.
Когда экранизация первой части трилогии вышла на экраны в отзывах часто писали, что гендерные стереотипы в этом фильме перевернуты с ног на голову. Я бы сказала, что «перевернуты» - не совсем точное выражение, вернее, это касается в первую очередь главных героев. В целом же и женщины и мужчины в книгах довольно разные, плюс отсутствует как-либо обозначенное неравенство по половому признаку. Вопрос, что вот ты женщина и потому должна то-то, а ты мужчина и потому должен это, пятое и десятое нигде даже не поднимается. На Арену едет двенадцать парней и двенадцать девушек, поровну. Ментор, объясняющий глагероям, как вести себя при подготовке к Играм и собссно, на Арене, никак не разделяет их по признаку пола. Уровень подготовки других трибутов оценивается безотносительно того, парень это или девушка. Просто вот есть трибуты-профи, которые имеют специальную подготовку и вызвались на Игры добровольно, а есть те, которые её не имеют, хотя это не означает автоматом, что у них нет никаких навыков. Вторые в среднем мрут чаще и быстрее. Когда во второй книге появляются трибуты-победители с предыдущих Игр и можно вывести некоторую статистику (не точную, правда, потому что упоминают не всех), то опять же там хватает и мужчин и женщин. Вот в отношения двух главных героев, Катнисс и Пита, там уже да, именно переворачивание традиционных гендерных ролей – девушка, которая любит и умеет охотиться и стрелять из лука, и парень, который любит и умеет печь хлеб. Но опять же, каких-то комментариев от автора или кого-либо из персонажей на эту тему в «гендерном» ключе я не увидела. «Комментарии» есть на тему пригодности скиллов главгероев на Играх. Но без сопровождения этого стонами «я парень, а умею меньше, чем девушка, позор мне!» или «аааа, я хрупкое девушко, я не справлюсь с этими громилами!» Ну, вернее, про главгероиню и еще одну девочку из первой книги есть что-то подобное - и Катнисс и Рута обе маленькие и худенькие, и вынуждены соизмерять свои возможности в драке, но пол к этому никак не привязывается. К тому же им обеим есть, чем этот недостаток компенсировать, они внешне хрупкие, но не беспомощные. Обсуждается именно, кто что умеет, и какова ценность этих умений на Играх. Вобщем-то, тоже можно сказать и о героях вне Арены.
Помимо главной героини и других девушек-трибутов, в трилогии немало и других женщин. Не скажу, что их больше, чем мужчин или поровну, но хватает. Одни из них ближе к традиционно-женским гендерным ролям, другие к традиционно-мужским, но никакого особого сексизма я не увидела, суровых стереотипов - тоже. Эти женщины, они просто разные. Есть мать и сестра главной героини, которые занимаются врачеванием, есть гламурная пустышка Эффи, по работе «опекающая» главных героев при подготовке к Играм, есть девушка-с-топором, Джоанна Мэйсон, трибут из седьмого дистрикта и победитель Игр, появляющая во второй книге. Есть… так, стоп, про женщин в третьей книге – это совсем уж откровенный спойлер. Не все из них прописаны одинаково хорошо, все-таки Коллинз писала young adult, а не психологический роман, и наряду с вполне интересными персонажами там хватает героев из серии «имя плюс пара характеристик», это и к мужчинам и к женщинам относится. В некоторых случаях это удалось хоть немного компенсировать в экранизации, например, та же Мирта, трибут-профи из первой книги в фильме получилась ярче, за счет игры актрисы. С другой стороны, образы матери и сестры главной героини в фильме вышли сильно урезанными (та же судьба постигла и некоторые другие моменты из книги – вместить в фильм все видимо было просто нереально. ) Но с точки зрения прохождения теста фильм тоже вполне можно рекомендовать.
Рекомендация с точки зрения эстетической ценности - вопрос более сложный. На мой скромный взгляд трилогия Коллинз лучше многих других книг из своего сегмента рынка, но, конечно, если вы привыкли читать классику, то с литературной точки зрения книги могут разочаровать. (Меня не разочаровали, хотя более глубокой проработки некоторых персонажей и не хватало.) Фильм же – вполне годная экранизация, хотя некоторые косяки имеются, и не все удалось показать. Но технология проведения Игр лучше показана именно в фильме. Ну и каст, да. Там очень удачный актерский состав.

P.S. С юмором о распределении гендерных ролей у главной романтической пары трилогии. Ссылку на источник потеряла, откуда-то с тумблера. Хотя как по мне - все-таки преувеличение.


@темы: фильмы, фантастика, рекомендации, книги

Комментарии
2012-07-17 в 01:22 

Св.
пренебречь, вальсируем
Спасибо большое!
Про популярные произведения писать надо, конечно же :)
Многие к ним не прикасаются, потому что боятся, что там ужас-ужас.
И к тому же - наша основная задача обсуждать произведения, любые. Новые, старые, популярные, неизвестные...

2012-07-17 в 01:30 

Melis Ash
I'm moving towards something.(c)
Св.
Я рада, что администрация сообщества не возражает.:)

Многие к ним не прикасаются, потому что боятся, что там ужас-ужас.
А я и боялась постить отзыв.) Но любовь к этой истории оказалась сильнее.

2012-07-17 в 02:39 

Irbis_Essel
Я настолько нелогична, что конь, стул, двадцать восемь.
Melis Ash, о, как здорово, что вы про них написали )) (а то я умудрилась все сетевые дискуссии пропустить =\ )
Зачем Сьюзан Коллинз понадобился в книгах любовный треугольник, я не совсем поняла. Может се расхожий рецепт young adult, нужный, чтобы добавить остроты любовной линии. В одном из интервью, Коллинз упоминала, что изначально любовной линии в книгах было меньше, но редактор настояла, чтобы этот аспект истории лучше раскрыли.
Не знаю, мне кажется, в книге все достаточно аккуратно подано. Девочка растет и если поначалу ее вся эта романтическая чушь вообще не волнует и раздражает, поскольку непонятна, то логично, что постепенно эта тема ее затрагивает все сильнее. Просто ей некогда и все время не до того, а мальчики ее дергают и чего-то непонятного хотят )) Но я к тому, что вся эта романтическая линия с треугольником, имхо, хорошо вписалась в общую линию взросления героини.

Правда, лично меня совершенно не удовлетворило то, к чему в итоге Коллинз героиню привела. Или может, просто то, где и как поставила точку. Я понимаю причины, но хотелось бы как-нибудь по другому все это, даже не знаю, как сказать, не на спойлерив.
спойлеры по книгам

Когда экранизация первой части трилогии вышла на экраны в отзывах часто писали, что гендерные стереотипы в этом фильме перевернуты с ног на голову.
Они многое сократили (собаки в фильме мне понравились больше, чем в книге), кое что добавили (пусть в следующих фильмах добавляют больше, но только под руководством автора) и мне не все в фильме нравится (увольте оператора!), но меня просто убило, как они тот диалог Китнис и Питы в ночь перед началом игр в фильме просто наоборот прописали. Зачеееем? Он ведь так классно ее характер, и настроение и вообще всю её в тот момент показывает. Йех.

Есть… так, стоп, про женщин в третьей книге – это совсем уж откровенный спойлер.
Ой, это кстати даже смешно было. Я когда книгу дочитала и что-то там насчет нее маме рассказывала, в какой-то момент задумалась, а сколько там всего-то мужских персонажей (которые хоть немного действуют и имена имеют). На все три книги. Аж смешно стало. Но в процессе чтения об этом как-то и не думаешь. Мир как мир, люди как люди ))

Не все из них прописаны одинаково хорошо, все-таки Коллинз писала young adult, а не психологический роман, и наряду с вполне интересными персонажами там хватает героев из серии «имя плюс пара характеристик», это и к мужчинам и к женщинам относится.
Что такое "young adult"?
Имхо, плоскость и непрописанность некоторых персонажей книг (а также возможно недосказанность некоторых событий) таковы в первую очередь потому, что все, что происходит мы видим не просто с точки зрения героини, но просто ее глазами. Это то, чего при всех стараниях режиссера и оператора-эпилептика в кино показать просто невозможно (иначе получится какая-нибудь "Ведьма из Блэр", а кому оно надо в нормально кино?). В книге нам не дается другой перспективы, да банально другой информации о происходящем кроме той, что имеет героине. А информируют ее, прямо скажем, не очень полно (особенно там, где политика начинается). Но мне в книге как раз это особенно и понравилось, что все от первого лица ))

(так, пока хватит, пойду спать, а то наговорю сейчас, завтра буду за голову хвататься в ужасе )))

2012-07-17 в 03:00 

Melis Ash
I'm moving towards something.(c)
Irbis_Essel
Что такое "young adult"?
Сегмент литературы для подростков-молодежи, как я понимаю.en.wikipedia.org/wiki/Young-adult_fiction - вот здесь указываются возрастные рамки от 14 до 21 года. И списочек известных произведений. Те же Роулинг, Майер, Паолини, Функе туда входят, "Дневники вампира".

Я на остальное позже отвечу, а то тоже надо спать и на работу потом, а сказать хочется много, если не забуду.

2012-07-17 в 08:52 

Octubre
Не уверена, что имеет смысл писать в этом сообществе о сильно модных/популярных книгах и фильмах

Ну почему же? :rotate: Какими бы популярными они ни были, кому-нибудь может в голову не приходить посмотреть на них со стороны феминизма. Кроме того, как уже написали выше, "попсофобией" тоже многие страдают...

2012-07-17 в 13:27 

Irbis_Essel
Я настолько нелогична, что конь, стул, двадцать восемь.
Melis Ash, Сегмент литературы для подростков-молодежи, как я понимаю.
Аха, пасиб. А ссылка бесполезна, я английским не владею :nope:

2012-07-22 в 01:24 

Melis Ash
I'm moving towards something.(c)
Irbis_Essel
Не прошло и полгода, я сподобилась на ответ.:shuffle:
читать дальше

P.S. У меня вопрос к адмнистрации: такие дискуссии здесь разрешены или уже офф?

2012-07-23 в 02:04 

Irbis_Essel
Я настолько нелогична, что конь, стул, двадцать восемь.
Melis Ash, со спойлерами

   

The Bechdel Project

главная